Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была вчера 9:33
Фотоальбом

Камень и кровь

16 33

«Кровь и песок», «Спартак», «Гладиатор»… Сцены из этих фильмов подкидывает память, когда оказываешься в Эль Джем у главной городской достопримечательности.

Многие построенные римлянами амфитеатры находятся в тени итальянского Колизея. Попав в Тунис, узнаешь, что самый сохранившийся амфитеатр находится именно здесь. При этом расположенный в Эль-Джеме архитектурный памятник — третий по величине в мире и крупнейший за пределами Европы.

Эль-Джем находится на месте античного города Тиздр. Он же, как и другие римские поселения в Тунисе, расположился на месте бывшего финикийского поселения.

Возраст этого поселения, в отличие от столицы финикийского царства — Карфагена, основанного в 814 году до н. э., ученые назвать затрудняются. Но предполагается, что после разрушения последнего, Римская Империя продвигаясь на юг и основала Тиздр (лат. Thysdrus) — будущий Эль-Джем. Предположительно, это произошло в 46 году до н. э.

Пик процветания Тиздра пришелся на II век. Основой его экономики было производство оливкового масла, которое римляне использовали в пищу, для производства мыла, а также для освещения.

К началу III века Тиздр стал одним из важнейших городов Северной Африки. Примерно равным по значению Хадрумету (современный Сус) и вторым после Карфагена. Но даже при такой значимости его население было не велико и очевидно, что у города не было необходимости в сооружении такого масштаба, как амфитеатр.

Но в Римской империи правит лозунг «хлеба и зрелищ». Крестьяне в Северной Африке производили продукцию и сдавали ее перекупщикам. Все как и сейчас, но без намека на развлечения — без телевидения и смартфонов, поэтому в разы скучнее. Что приводило к поиску приключений — термы, женщины с низкой социальной ответственностью… Для лечения усталости от будней все способы хороши. Чтобы развлечь население и проконсул провинции Африка Марк Антоний Гордиан в 230 году н. э. строит амфитеатр на свои средства, не взяв у Рима ни копейки.

Какая же самая весомая причина строительства? Там, где большие массы электората, грех не использовать их в своих политических целях. Когда у тебя трибуна для агитации на три десятка тысяч человек — ничего не стоит привлечь их на свою сторону, реализуя принцип «хлеба и зрелищ».

Cам Гордиан использовать театр как трибуну не успел. В 238 году в Тиздре вспыхнуло восстание, которое объявило его императором вместо непопулярного Максимина Фракийца. Но оно быстро потерпело поражение, а Гордиан I свел счеты с жизнью. Город же после этого больше никогда не смог восстановить свое влияние.

Строительство амфитеатра спустя 8 лет с момента его начала остановилось. Но даже в недостроенном виде он прослужил до 400 года, пока римская община не запретила сражения. И еще существовал в нетронутом виде до VII века.

А когда здесь поселились арабы, то город стал именоваться Эль Джем, что означает «перекресток», а северная стена амфитеатра послужила строительным материалом для Большой мечети в Кайруане.

Но даже сейчас спустя века в таком виде амфитеатр производит неизгладимое впечатление.

Это была наша первая достопримечательность на маршруте экскурсии в Сахару.

Уже на подходе к главной достопримечательности Эль-Джема появляются намеки на историю. В Эль Джеме есть археологический музей, где можно увидеть хорошо сохранившиеся мозаики. Но все туристы едут сюда ради другой достопримечательности амфитеатра
Уже на подходе к главной достопримечательности Эль-Джема появляются намеки на историю. В Эль Джеме есть археологический музей, где можно увидеть хорошо сохранившиеся мозаики. Но все туристы едут сюда ради другой достопримечательности амфитеатра
Гид показывает  и рассказывает про наш маршрут на 2 дня
Гид показывает и рассказывает про наш маршрут на 2 дня
Его размер лишь немногим уступает римскому Колизею и амфитеатру в итальянском городе Капуя (итал. Capua). Но, вот по своей сохранности, он уверенно занимает первое место в мире!
Его размер лишь немногим уступает римскому Колизею и амфитеатру в итальянском городе Капуя (итал. Capua). Но, вот по своей сохранности, он уверенно занимает первое место в мире!
Современный Эль-Джем стоит на месте древнего финикийского поселения, возраст которого, в отличие от столицы финикийского царства — Карфагена (основан в 814 году до н.э.), затрудняются назвать даже ученые.
Современный Эль-Джем стоит на месте древнего финикийского поселения, возраст которого, в отличие от столицы финикийского царства — Карфагена (основан в 814 году до н.э.), затрудняются назвать даже ученые.
Как и в любом процветающем городе, богатые слои населения требовали зрелищ, в которые было бы можно вложить свои деньги. Так, в 230 году н.э., по распоряжению проконсула Марка Антония Гордиана (лат. Marcus Antonius Gordianus), будущего императора, началось строительство амфитеатра, которое, спустя 8 лет, было остановлено.
Как и в любом процветающем городе, богатые слои населения требовали зрелищ, в которые было бы можно вложить свои деньги. Так, в 230 году н.э., по распоряжению проконсула Марка Антония Гордиана (лат. Marcus Antonius Gordianus), будущего императора, началось строительство амфитеатра, которое, спустя 8 лет, было остановлено.
Первым делом спускаемся вниз
Первым делом спускаемся вниз
В подвалах под ареной сохранились помещения для рабов и гладиаторов. Там же размещались клетки с дикими животными.
В подвалах под ареной сохранились помещения для рабов и гладиаторов. Там же размещались клетки с дикими животными.
Отверстия над головой обеспечивали циркуляцию воздуха, а фигурные проемы служили стоками для крови.
Отверстия над головой обеспечивали циркуляцию воздуха, а фигурные проемы служили стоками для крови.
Это был целый подземный город, не имевший аналогов в мире и сейчас он доступен для посещения.
Это был целый подземный город, не имевший аналогов в мире и сейчас он доступен для посещения.
Только в камерах и коридорах, некогда наполненных стонами потерпевших поражение и боевыми возгласами идущих на арену, сейчас царит тишина.
Только в камерах и коридорах, некогда наполненных стонами потерпевших поражение и боевыми возгласами идущих на арену, сейчас царит тишина.
Рука медленно прикасается к древним камням стен амфитеатра и, в тот же момент, современный мир вокруг вас перестает существовать. В эту минуту есть только вы и окружающее пространство величественного амфитеатра Эль-Джем!
Рука медленно прикасается к древним камням стен амфитеатра и, в тот же момент, современный мир вокруг вас перестает существовать. В эту минуту есть только вы и окружающее пространство величественного амфитеатра Эль-Джем!
Здесь на огромных скоростях проносились римские колесницы, а мечи, скрещиваясь, выбивали искры… Каждая битва на этой арене была на пределе человеческих возможностей, ведь ценой была чья-то жизнь…
Здесь на огромных скоростях проносились римские колесницы, а мечи, скрещиваясь, выбивали искры… Каждая битва на этой арене была на пределе человеческих возможностей, ведь ценой была чья-то жизнь…
Сложно описать те чувства, когда ты смотришь не на какие-нибудь раскопки, а вступаешь, через века, собственными ногами на, полностью сохранившуюся, гладиаторскую арену, помнящую тысячи человеческих судеб.
Сложно описать те чувства, когда ты смотришь не на какие-нибудь раскопки, а вступаешь, через века, собственными ногами на, полностью сохранившуюся, гладиаторскую арену, помнящую тысячи человеческих судеб.
Амфитеатры в Римской империи возводились по типовым проектам - фишка римлян, позволившая строить быстро и сокращать издержки. Объекты отличались лишь размерами, в зависимости от статуса места, в котором строились. Зданию в Тунисе достался дизайн-проект в три этажа.
Амфитеатры в Римской империи возводились по типовым проектам - фишка римлян, позволившая строить быстро и сокращать издержки. Объекты отличались лишь размерами, в зависимости от статуса места, в котором строились. Зданию в Тунисе достался дизайн-проект в три этажа.
Трехэтажный амфитеатр, размером 138 метров в длину и 114 метров в ширину, получился настоящим величественным красавцем.
Трехэтажный амфитеатр, размером 138 метров в длину и 114 метров в ширину, получился настоящим величественным красавцем.
 Высоченные арочные галереи с множеством переходов окружали песчаную арену, длиной 65 метров и шириной 39 метров, а стены были украшены многоцветной мозаикой с изображением скачущих всадников, охотников и преследуемых ими зверей.
Высоченные арочные галереи с множеством переходов окружали песчаную арену, длиной 65 метров и шириной 39 метров, а стены были украшены многоцветной мозаикой с изображением скачущих всадников, охотников и преследуемых ими зверей.
Над восточным входом было устроено императорское ложе.
Над восточным входом было устроено императорское ложе.
Как и в большинстве остальных амфитеатров, здесь также основным зрелищем служили гладиаторские бои. Кроме того, большой размер арены позволял устраивать сражения на боевых колесницах.
Как и в большинстве остальных амфитеатров, здесь также основным зрелищем служили гладиаторские бои. Кроме того, большой размер арены позволял устраивать сражения на боевых колесницах.
Образ Рассела Кроу не может не возникнуть у поклонников фильма, оказавшихся в стенах Эль-Джема. Однако, не ведитесь на рассказы в местных путеводителях - съемки проводились отнюдь не здесь, а на Мальте. Впрочем, ни «Гладиатор», ни Эль-Джем, не становятся от этого хуже.
Образ Рассела Кроу не может не возникнуть у поклонников фильма, оказавшихся в стенах Эль-Джема. Однако, не ведитесь на рассказы в местных путеводителях - съемки проводились отнюдь не здесь, а на Мальте. Впрочем, ни «Гладиатор», ни Эль-Джем, не становятся от этого хуже.
Со стен амфитеатра открывается вид на ничем не примечательный тунисский городок
Со стен амфитеатра открывается вид на ничем не примечательный тунисский городок
Вид на город
Вид на город
Здесь на мгновенья легко представить, как место на трибунах амфитеатра занимает римская знать в легких праздничных белоснежных одеяниях. Женщины пытаются укрыться от жаркого африканского солнца в тени колонн, в воздухе висит гул голосов… Периодически, напряжение в воздухе разрывают звуки рожков — корну, все ждут начала кровавого спектакля...
Здесь на мгновенья легко представить, как место на трибунах амфитеатра занимает римская знать в легких праздничных белоснежных одеяниях. Женщины пытаются укрыться от жаркого африканского солнца в тени колонн, в воздухе висит гул голосов… Периодически, напряжение в воздухе разрывают звуки рожков — корну, все ждут начала кровавого спектакля...
Была у амфитеатра Тиздруса и своя особенность. В отличие от Италии, в африканском "Колизее" были распространены бои с дикими хищными животными.
Была у амфитеатра Тиздруса и своя особенность. В отличие от Италии, в африканском "Колизее" были распространены бои с дикими хищными животными.
С ними сражались, как гладиаторы, так и устраивались исключительно животные схватки между различными видами хищников.
С ними сражались, как гладиаторы, так и устраивались исключительно животные схватки между различными видами хищников.
Эта достопримечательность очень популярная... Но все же не настолько, как римский Колизей
Эта достопримечательность очень популярная... Но все же не настолько, как римский Колизей
По сравнению с Римом, процент туристов здесь просто крохотный, что позволяет насладиться всей красотой амфитеатра в полном объеме, а также сделать красивые безлюдные кадры.
По сравнению с Римом, процент туристов здесь просто крохотный, что позволяет насладиться всей красотой амфитеатра в полном объеме, а также сделать красивые безлюдные кадры.
Площадь перед амфитеатром
Площадь перед амфитеатром
амфитеатр в Эль-Джеме — почётный член Списка Всемирного наследия ЮНЕСКО
амфитеатр в Эль-Джеме — почётный член Списка Всемирного наследия ЮНЕСКО
Чуть ли ни самые яркие впечатления от экскурсии в Сахару мы получили от этого гигантского амфитеатра Древнеримской эпохи (III в н.э.) в городке Эль-Джем (El Jem).
Чуть ли ни самые яркие впечатления от экскурсии в Сахару мы получили от этого гигантского амфитеатра Древнеримской эпохи (III в н.э.) в городке Эль-Джем (El Jem).
Роза пустыни - популярный сувенир
Роза пустыни - популярный сувенир
Гид показывает на карте следующую точку нашего маршрута
Гид показывает на карте следующую точку нашего маршрута

Теги: Культурно-познавательный туризм

Комментарии к альбому